Лексическая тема «ЗИМА В ПРИРОДЕ»
Главная Группы Корпус-2 Мишутка Рекомендации для родителей
Лексическая тема «ЗИМА В ПРИРОДЕ»
Дети должны усвоить: смена времен года, основные признаки зимы, зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.
Новая лексика: зима, время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, зимующие птицы, снегирь, синица, воробей, щегол, холод; замерзать, кружиться; пушистый, ледяной, снежный, морозный, скрипучий, холодный.
- Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас зима. — Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы:
Земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом. Стало холодно, на улице мороз.Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.Ночи стоят длинные, а дни — короткие.Люди надели теплую зимнюю одежду.Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
- Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
- Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после». Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
- Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «метель», вьюга»
- Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Погода (какая?) …
- Объясните ребенку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Вместе с ним рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, снегиря, синицы, щегла. Пусть ребенок показывает и называет птиц. Предложите ему составить маленький рассказ о каждой птице по образцу. Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.
- Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково»
Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …
- Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.
Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …
- Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …
- Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима»
Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.
- «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера…(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера …
Сегодня снег сверкает, а вчера …
Сегодня снег тает, а вчера …
Сегодня снег хрустит, а вчера …
Сегодня снег идет, а вчера …
Сегодня снег ложится, а вчера …
Сегодня снег кружится, а вчера …
- Пальчиковая гимнастика «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять,Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.Идут по столу указат. и средний пальчики
Бабу снежную лепили,“ Лепят” комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,“ Крошат” хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли.“ Едят ложкой” суп